Номер – основа технологии постановки концертно-зрелищных программ

Материалы » Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ » Номер – основа технологии постановки концертно-зрелищных программ

Страница 5

Надо полагать, что исторические корни этого идут от скоморохов, которые, выступая в окружении толпы, вступали с ней в непосредственное общение, вовлекал зрителей в свою игру. Артист эстрады смотрит на своих героев, оценивает их, смеется над ними или сочувствует им вместе со зрителем.

Разговор с залом, "непосредственное обращение к зрителям любого номера - будь то фельетон, куплет, рассказ, танец, песня или акробатический этюд - не только отличает концертные программы от других искусств, но и вносит существенные коррективы в эти искусства, когда они входят в концерт.

Спектакль в театре (драме, балете, опере) рождается на основе сложного синтеза драматургии, актерского и режиссерского искусства, художественного оформления и т.д. Номер может быть создан силами одного артиста, который довольно часто является и автором и исполнителем. (И даже если не автором, то все равно - единственным).

Несколько слов об эстрадном концерте.

Основной принцип построения эстрадного концерта состоит в том, что его программа складывается из выстроенных в определенном порядке самостоятельных номеров различных жанров. Причем их последовательность определяется неизменным правилом контраста, разнообразия, с учетом нарастания зрительского интереса. Именно "Его Величество Номер" диктует структуру концерта. Иными словами на эстраде большая форма (концерт) вторична и по отношению к "меньшей форме" (номеру) занимает подчиненное положение. Такой принцип создает наилучшие условия для выявления мастерства эстрадного артиста. Ведь концерт - это в какой-то степени и соревнование между исполнителями номеров. Собственно, именно в концерте номер, как произведение искусства, получает свое завершение.

Одной из главных форм эстрадного представления всегда был и остается сборный концерт, несмотря на утверждение некоторых, что эта форма устарела.

Правда, в последние годы не без успеха делаются попытки превратить эстрадные концерты в так называемые театрализованные представления, вернее, обозрения. То есть в представления, в которых отдельные номера связаны незамысловатым, порой, условным сюжетом (вернее, сюжетным ходом) - приемом, позволяющим соединить номера в последовательно развивающееся в какой-то логике действие. В этом случае номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод в общей композиции. Ведь монтаж номеров взрывает инерции мысли зрителя, нарушает ее автоматизм.

Следует сразу оговориться: обозрение, смонтированное из отдельных номеров (как правило, подготовленных вне зависимости от создаваемого обозрения, существующих или существовавших до этого сами по себе), таит в себе серьезную опасность. В нем обычно возникает внутреннее противоречие, которое довольно трудно преодолеть. Сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение себе номера, а у номера есть своя логика, своя драматургия - он ведь сам завершенное произведение, которое по своей природе сопротивляется подчинению.

Существенной особенностью эстрадного искусства является то, что один и тот же номер, одно и то же произведение в исполнении разных актеров, как правило, приобретает свое собственное звучание, зачастую заметно отличающееся. Происходит это потому, что основой любого эстрадного номера является исполнитель, то есть конкретный человек со своей неповторимой индивидуальностью. Иначе говоря, номер - это всегда творческое самовыражение актера. Вообще, эстрадное искусство носит сугубо личностный, в какой-то мере исповедальный характер. Вспомните, ведь зрители не говорят: "Пойдем на концерт послушать фельетон, монолог или пародии" и т.д., а говорят: "Пойдем на Хазанова, Пугачеву, Лундстрема, Брегвадэе, Леонтьева» и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие публикации:

Изучение применения уличного искусства в общественной сфере
Первые теории, объясняющие использование граффити авангардными художниками, появились еще в 1961 году, когда в Дании был основан Скандинавский Институт сравнительного вандализма («Scandinavian Institute of Comparative Vandalism»). Совреме ...

Медиаобразование
Целью педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза является обеспечение условий для развития и становления в процессе обучения информационной культуры, как одной из важнейшей компонент культуры современного человека. В с ...

Капелла Пацци
Одно из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески — капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Заказчиком этой небольшой постройки был богатый купец Андреа Пацци, принадлежавший к старому аристократиче ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы